Исследование структуры личности сексологических больных 2

Исследование структуры личности сексологических больных 2
  • Определение особенностей психических процессов (памяти, внимания и др.), т.е. параметров третьей подструктуры у сексологических больных не производится, так как они в подавляющем большинстве половых расстройств решающей роли не играют. В тех случаях, когда эти процессы нарушаются, их идентификация производится на уровне психопатологических синдромов.
  • Интегральная характеристика второй подструктуры (опыт) складывается из сведений, отражающих социальную зрелость, житейский опыт, навыки и профессиональную выучку обследуемого, и документируется его возрастом, образовательным индексом (сумма лет, пошедших на обучение начиная со школы; так, для пациента, обучавшегося 10 лет в школе, 3 года в техникуме, 5 лет в вузе и 3 года в аспирантуре индекс равняется 21, культивируемыми им видами спорта, профессией, занимаемой должностью и динамикой социального продвижения.

Подраздел «Военная служба» в некоторых случаях облегчает выявление маскируемых многими обследуемыми психопатических проявлений.

  • Однако из всех 4 выделенных К. К. Платоновым подструктур для сексопатолога наибольшее значение имеет характеристика первой подструктуры — направленности личности. В ходе клинико-физиологических исследований установлено, что субстратом наиболее существенных общих свойств нервной организации являются системы мотивации и, в частности, мотивационно-эмоциональные аспекты личности. В свою очередь «именно иерархическая система ценностных ориентаций является... сугубо личностным выражением мотивации...».
  • Наряду с традиционной классификацией ценностей соответственно сферам общественной жизни (религиозные, этические, эстетические, логические, экономические и др.), существует другой аспект рассмотрения ценностей. Для сексолога наиболее важный аспект — функциональный, выделяющий ту роль, которую ценности играют в поведении — здесь ценности выступают как мотивы для выбора из имеющихся альтернатив действия. При этом подчеркивается роль ценности как организатора действия и, таким образом, ценность выступает как интегрирующий элемент, отражающийся в установках и направленности личности. Пациентам с ослабленной эрекцией рекомендуют к приему Eregra 100Vilitra 20Vidalista 20.
  • В существующей системе иерархии ценностей одна или несколько ценностей определяют все остальные. Например, если на вершине иерархии располагается ценность жизни, то, следовательно, будут ценимы здоровье, рождение и т. д., а если на вершине — творчество, то наиболее ценимыми будут новизна, оригинальность, вдохновение и т.д. Главное же, что высшей ценностью не будут пренебрегать ради низших.
  • В применяемой методике обследования направленность личности (первая подструктура) идентифицируется по доминирующей мотивации, шкале ценностных ориентаций и характеристике использования свободного времени (досуга).

Доминирующая мотивация

  • В подразделе «Доминирующая мотивация» карты сексологического обследования горизонтальной стрелкой слева от соответствующей цифры обозначается та мотивация, ради которой обследуемый при необходимости выбора жертвует другими. Определяя уровень доминирующей мотивации, подчас нет необходимости прибегать к словесной коммуникации: так, второй уровень в подавляющем большинстве случаев устанавливается по наличию таких объективных аксессуаров престижности, как костюм по самой последней моде, дамская прическа у представителя мужского пола, дымчатые «светозащитные» очки (носимые и в дождь, и в вёдро) и чемодан-портфель («кейс», «дипломат»),
  • В подразделе «Шкала ценностных ориентаций» цифрами от 1 до 5 обозначаются в порядке убывающей значимости те ценности, которые в жизни пациента составляют его работа, здоровье, устройство быта, культурные интересы, сексуальная сфера и хобби.
  • Характеристика использования досуга в карте сексологического обследования обозначается следующим образом: двумя чертами подчеркивают тот вид использования свободного времени, который обследуемый всегда предпочитает; одной чертой — тот вид, который диктуется обстоятельствами (уступка близким людям, стремление не отстать и т.д.), и не подчеркивают ту разновидность, которой обследуемый чаще пренебрегает.
  • Оценивая направленность личности в динамике, следует учитывать, что одним из главных факторов, формирующих направленность, является успех либо неуспех предпринимаемых действий, которые и ведут соответственно либо к стабилизации, либо к изменению ценностной ориентации. В последнем случае возникают и развиваются деформированные, как правило, более примитивные потребности (в приеме алкоголя, нетрудовом образе жизни, преходящих сексуальных увлечениях). Анализируя механизмы ранних сексуальных проявлений у девочек с резидуальными органическими поражениями ЦНС, Л.Н.Поперечная доказала необоснованность утверждений о спонтанности раннего пробуждения у них полового влечения: в подобных случаях вначале возникает лишь «поисковое поведение», благодаря которому минимальные эротизирующие воздействия (как правило, не сказывающиеся на судьбе здоровой девушки) легко пробуждают именно сексуальные интересы как более примитивные и приводят к стойкой фиксации на сексуальной сфере. Становясь же «опредмеченной», сексуальная потребность оттесняет все другие, выходя на первое место в шкале ценностных ориентаций, определяет всю направленность личности такой девушки-подростка.
  • В заключение необходимо подчеркнуть, что структура личности — не фатально предопределенная сумма унаследованных генетических свойств, а интегральный сплав наследственных свойств и всего образа жизни человека, формируемого самим индивидуумом по принципу: «Посейте поступок — и вы пожнете привычку, посейте привычку — и вы пожнете характер...» При учете сказанного — определение структуры личности требует не только концентрации душевных сил, но и мужества (при этом — как от обследуемого, так и от производящего обследование). Процедура обследования не может не порождать своеобразной «прикидки» на самого себя, мобилизуя в ряде случаев механизмы «психологической защиты» (Ф.В. Бассин, В.Е. Рожнов, М.А. Рожнова, 1974). Так, например, хотя профессиональная работа в науке немыслима без саморазвития (ибо нельзя двигать вперед, т.е. развивать науку, не развиваясь самому), многие научные сотрудники (в особенности женщины), проводя обследование сексологического больного по шкале «Использование досуга», могут увидеть, что в их собственном досуге развитие оказалось вытесненным домашними (бытовыми) заботами, отдыхом и развлечениями, а в шкале ценностных ориентаций профессиональные и культурные интересы оттеснены тем же бытом, хобби (в виде автомобильного или лодочного туризма) и заботами о собственном здоровье.